Адаптация первоклассника (читать)
Адаптация — это процесс привыкания, подстраивания первоклассника под новые для него условия школьной жизни. При переходе на следующую ступень обучения, из садика в школу, начинаются значительные изменения во многих сферах существования ребенка.
Чтобы привыкнуть к школе может понадобиться от двух до шести месяцев. Процесс проходит индивидуально и поэтому дать четкие рекомендации, обеспечивающие успешную адаптацию, невозможно
Проблемы в адаптации первоклассников к школе
В дошкольный период приоритетным видом деятельности ребенка являлась игра, соблюдался щадящий режим дня, был ограничен круг общения. Придя в школу и обретя новый статус, ребенок попадает совсем в другие условия:
- преобладает учебная познавательная деятельность;
- напряженный режим дня;
- высокие нагрузки;
- четкая система требований;
- новый коллектив;
- необходимость в самостоятельности;
- наступает ответственность за свои действия.
Уже по этому, далеко не полному перечню обстоятельств, которые появляются в жизни первоклассника, понятно, какие колоссальные старания и силы должен он приложить для приспособления к новой среде. Далеко не все дети шестилетнего возраста готовы к таким переменам. У них могут проявляться признаки дезадаптации:
- чувство усталости;
- плохой сон;
- потеря аппетита;
- головная боль;
- раздражительность;
- неадекватное поведение;
- агрессивность;
- замкнутость в общении;
- недружелюбное отношение к одноклассникам или учителю;
- нежелание идти в школу.
Многие дети теряют уверенность в себе и начинают внутренне сопротивляться навязываемым ему школьным требованиям. На фоне этого ребенок может заболеть.
Адаптация должна быть направлена на обеспечение успешного овладения учебными навыками и на создание для ребенка комфортных условий пребывания в школе, сохранение его здоровья. Одним из способов достижения таких результатов является ознакомление с трудностями адаптации первоклассников к школе на родительском собрании.
Для родителей это тоже трудности
Нельзя сказать, что родители не переживают за своего ребенка и не волнуются о том, как у него сложатся отношения в классе, насколько успешной будет учеба. Однако часто их желание помочь первокласснику справиться с навалившимися на него проблемами приводят к совершенно противоположным результатам. Не зная и не учитывая особенности психики и функциональные особенности организма ребенка, они могут усугубить ситуацию. |